• УРОК БИОЛОГИИ


    «Значение дыхания. Органы дыхания»

    9 класс



    Учитель:

    Овчинников Михаил Александрович

УРОК БИОЛОГИИ
«Значение дыхания.
Органы дыхания»
9 класс
  • Учитель:

    Овчинников

    Михаил Александрович

Представленный урок относится к числу уроков изучения нового материала. Однако его тема, связанная с рассмотрением значения дыхания и органов дыхания человека, не является новой для учащихся: подобный материал они рассматривали в курсе зоологии на примере изучения дыхания животных, относящихся к различным типам, классам и отрядам. Также этот материал в упрощенном виде изучался на уроках «Окружающего мира» в начальной школе. По этой причине урок построен учителем в форме беседы, которая, наряду с изучением нового материала, носит повторительно-обобщающий характер.

Большую часть урока учитель активно действует сам, но с опорой на постоянное взаимодействие с учащимися. На каждом этапе урока учащиеся периодически либо по очереди привлекаются к беседе, либо выполняют интерактивные упражнения, органично интегрированные в урок. При этом учитель не только опирается на ранее изученный материал, но и апеллирует к собственному жизненному опыту и логике учащихся.
00:00
00:00
Учитель организует мотивацию и выводит учащихся на формулировку темы урока, применяя иллюстрацию, демонстрирующую использование Рене Лаэннеком изобретенного им прибора. Учащимся предлагается распознать, что это за прибор, для чего он используется и как выглядит сегодня. Подводя итоги обсуждения, учитель формулирует тему урока.
01:25
01:25
Учитель предлагает подписать элементы схемы, характеризующей процесс дыхания. В ходе выполнения задания школьники выделяют три этапа дыхания. Таким образом, учащиеся применяют ранее приобретенные знания для получения новых. Один учащийся выполняет задание у доски, остальные работают на местах, используя розданные учителем распечатки. Учитель подытоживает выполнение задания. В дальнейшем на уроке выполнение всех интерактивных заданий строится таким же образом.
04:00
04:00
Следующее интерактивное задание «Значение дыхания. Органы дыхания» служит для первичного закрепления. Такой тип заданий встречается на государственной итоговой аттестации.
05:55
05:55
Учитель предваряет выполнение следующего интерактивного задания, в котором ранее полученные знания о строении дыхательной системы млекопитающих переносятся на изучаемый в 9 классе организм человека. Затем один учащийся выполняет задание у доски, а остальные – на местах в распечатках. Выполнение задания сопровождается комментариями и помощью учителя. В результате работы с биологическим рисунком учащиеся получают информацию о разделении воздухоносных путей на верхние и нижние. В завершении учитель обращается к учащимся с просьбой перечислить органы, относящиеся к той и другой группе.
08:30
08:30
Учитель актуализирует информацию об эволюции дыхательной системы у позвоночных животных, предлагая учащимся ответить на вопросы, рассуждая на основе имеющихся знаний.
09:30
09:30
Учащиеся, используя модель торса и интерактивное задание на доске, изучают и описывают положение легких в теле человека.
12:20
12:20
Обзор органов воздухоносных путей начинается с носовой полости. Учащиеся обсуждают её функции и закрепляют знания, выполняя интерактивное задание. По итогу учащиеся должны ответить на вопрос о том, почему дыхание носом дает преимущества перед дыханием ртом.
15:20
15:20
Просмотр видеофрагмента, в итоге учащиеся должны сделать вывод о том, почему носовая полость снабжена носовыми раковинами, какие важные функции они выполняют.
16:30
16:30
Изучение гортани: особенности ее строения и функций. К рассказу учителя периодически подключаются учащиеся. Строение гортани учитель демонстрирует на интерактивном плакате.
18:50
18:50
Как функционирует надгортанник поэтапно демонстрируется в презентации. Показано, как согласуется работа дыхательной и пищеварительной системы.
21:00
21:00
Демонстрация работы голосовых связок на видео. Пояснение частотных различий голосов мужчин и женщин.
24:35
24:35
Учитель предлагает проанализировать изображение на интерактивной доске и сформулировать вопросы об особенностях строения трахеи и бронхов. Ответы на эти вопросы получают в результате выполнения интерактивного задания. Учитель дает пояснения, подводит итоги.
28:50
28:50
Интерактивное задание «Значение ветвления» позволяет по аналогии с ветвлением побега понять значение ветвления воздухоносных путей.
32:20
32:20
Выполнение под руководством учителя интерактивного задания «Бронхиальное дерево» с выделением особенностей этого органа.
34:00
34:00
Учитель подводит итог. На уроке происходил перенос ранее полученных знаний на новый объект изучения. Учитель обсудил с учащимися применение знаний в реальных жизненных ситуациях.
36:40
36:40
Домашнее задание. Вопрос к учащимся о том, что для них оказалось наиболее трудным на уроке. Сбор распечаток для проверки. Окончание урока.