• УРОК ХИМИИ


    «Типы химических реакций»

    8 класс



    Учитель:

    Колясников Олег Владимирович

УРОК ХИМИИ
«Типы химических реакций»
8 класс
  • Учитель:

    Колясников

    Олег Владимирович

Урок объяснения нового материала построен учителем в традиционной форме. В начале урока организована актуализация знаний, а затем по числу рассматриваемых типов химических реакций учитель провел четыре основных цикла: «объяснение – опыт – определение». Сообразуясь, прежде всего, с необходимостью обеспечить безопасность учащихся, учитель в двух случаях сам проводит демонстрационные опыты. А при рассмотрении еще двух типов химических реакций учащиеся уже самостоятельно выполняют эксперименты.

Вовлеченность учащихся обеспечивается за счет их привлечения на всех этапах урока как к фронтальной беседе, так и к работе у доски, а также за счет включения в занятие экспериментальной составляющей. Первичное закрепление знаний организовано в конце урока как тестирование в форме игры, после которого учащимся открываются верные ответы, таким образом они сами оценивают, что ими усвоено, а что требует дополнительной проработки.
00:00
00:00
Учитель предлагает классу вспомнить пройденный ранее материал. К доске приглашается учащаяся, она записывает предложенную учителем схему реакции и составляет ее уравнение. Учитель делает необходимые комментарии по этой работе.
03:10
03:10
Учитель выводит на доску 10 уравнений химических реакций и просит учащихся классифицировать их. Учащиеся с места предлагают свои варианты, а учитель их комментирует.
04:37
04:37
Учитель выводит на доску таблицу, полученную в результате обсуждения примеров, в которой уравнения реакций сгруппированы в четырех ячейках. Таблица озаглавлена «Типы химических реакций». Комментируя таблицу, учитель рассказывает о четырех типах химических реакций, дает их характеристики. В заключение этого этапа учитель предлагает рассмотреть каждый тип реакции подробнее.
05:30
05:30
Учитель рассказывает о реакциях соединения, приводит их обобщенную формулу, разбирает примеры.
06:00
06:00
Учитель проводит эксперимент, демонстрирующий реакцию соединения. Сначала учитель получает кислород путем разложения пероксида водорода и собирает его в колбу. Затем учитель нагревает в пламени спиртовки фосфор и вносит его в колбу с кислородом. Наблюдается яркое горение фосфора с выделением белого аэрозоля оксида фосфора (V).
08:10
08:10
После окончания эксперимента к доске приглашается учащийся, который составляет уравнение наблюдаемой реакции.
09:40
09:40
По результатам эксперимента и составления уравнения реакции соединения учитель предлагает учащимся сформулировать определение для данного типа реакций. Он уточняет и обобщает предложенные учениками варианты, а затем записывает на доске определение. Это определение учитель сравнивает с определением из учебника, выведя его на доску, и показывает, что это такое же определение, только сформулированное несколько другим образом.
10:55
10:55
Учитель рассказывает о реакциях разложения, приводит их обобщенную формулу, разбирает примеры.
11:30
11:30
Учитель проводит эксперимент, демонстрирующий реакцию разложения дихромата аммония с образованием оксида хрома(III), азота и воды.
12:10
12:10
Учитель выводит на доску схему реакции и предлагает учащимся подобрать необходимые коэффициенты. В процессе обсуждения составляется уравнение реакции.
13:05
13:05
По результатам эксперимента и составления уравнения реакции разложения учитель предлагает учащимся составить определение для данного типа реакций. Определение формулируется таким же образом, как это было сделано при рассмотрении реакций соединения.
14:30
14:30
Учитель рассказывает о реакциях замещения, приводит их обобщенную формулу, разбирает примеры. К доске приглашается учащийся для расстановки коэффициентов в схемах реакций, учитель комментирует эту работу.
16:52
16:52
По результатам составления уравнения реакции разложения учитель предлагает составить определение для данного типа реакций. Определение формулируется таким же образом, как это было сделано при рассмотрении предыдущих типов реакций.
18:00
18:00
На доску выводится задание для практической работы, в ходе которой учащиеся наблюдают реакцию между цинком и раствором сульфата меди(II). Учитель разъясняет порядок выполнения работы, и учащиеся приступают к ее выполнению. Работа проводится фронтально. По ходу выполнения работы учитель дает необходимые указания, подсказывает, на что следует обратить внимание.
21:27
21:27
Учитель помогает ученикам сформулировать выводы по практической работе. Один из учащихся сообщает, что в ходе реакции образуются сульфат цинка и медь, учитель выводит на доску уравнение реакции.
22:06
22:06
Учитель рассказывает о реакциях обмена, приводит их обобщенную формулу и примеры.
23:05
23:05
Учитель демонстрирует реакцию обмена между соляной кислотой и пищевой содой, протекающей с образованием хлорида натрия и угольной кислоты, которая разлагается, в свою очередь, на воду и углекислый газ.
24:28
24:28
По результатам наблюдения за реакцией и составления ее уравнения учитель предлагает составить определение реакции обмена. Определение формулируется таким же образом, как это было сделано при рассмотрении предыдущих типов реакций.
25:23
25:23
Учитель выводит на доску задание для второй практической работы, в которой учащиеся осуществляют реакцию обмена. Для проведения реакции используется раствор сульфата цинка, полученный в первой работе. К этому раствору учащиеся добавляют гидроксид натрия. Работа проводится фронтально. По ходу работы учитель дает необходимые указания, подчеркивает необходимость острожного обращения со щелочью.
28:24
28:24
Обобщая выводы учащихся, учитель выводит на доску уравнение реакции.
28:24
28:24
Подводя итоги опыта, учитель рассказывает о правиле Бертолле и затем о том, как для его применения пользоваться таблицей растворимости.
30:12
30:12
Учитель подводит итоги урока, выводит на доску определения всех типов реакций.
30:35
30:35
Учитель проводит краткий опрос. На доску выводятся карточки с вопросами и вариантами ответов. Дизайн карточек похож на представление вопроса и вариантов ответов в телеигре «Кто хочет стать миллионером?». Учащиеся, выбрав верный вариант ответа, должны записать соответствующую букву в свои листочки.
32:26
32:26
На доску выводятся верные варианты ответов. Ознакомившись с ними, учащиеся оценивают, что ими усвоено, а над чем еще предстоит работать. Урок завершен.