• УРОК ИСТОРИИ


    «Истоки европейского просвещения»

    8 класс



    Учитель:

    Хурманенок Денис Александрович

УРОК ИСТОРИИ
«Истоки европейского просвещения»
8 класс
  • Учитель:

    Хурманенок

    Денис Александрович

Вводный урок темы «Век Просвещения» посвящен истокам Просвещения в Европе. Учитель построил его в форме проблемного диалога. В данном случае использована комбинация побуждающего и подводящего диалога, однако достаточно хорошо видно, что в основу все же положен диалог подводящий. Это обусловлено местом урока (самое начало учебного года) и его задачами: с одной стороны, необходимо мотивировать учащихся и актуализировать знания для изучения темы, с другой – построить основание для формирования новых знаний по теме и начать это формирование.

Мотивацией и поддержанием вовлеченности и активности учащихся учитель занимается на всех этапах урока.
00:00
00:00
Учитель мотивирует учащихся, используя иллюстрацию, к которой предлагается подобрать ассоциацию и аргументировать свой выбор. Это дает возможность активизировать учащихся, используя их любопытство («С чем же может ассоциироваться картинка?»), мотивировать их на основе соревновательности («Мой ответ может оказаться самым подходящим»), подойти к формулировке темы урока (ассоциации «факел — знания», «свет — просвещение»). Обобщая ответы учащихся, учитель формулирует тему урока.
05:45
05:45
Заполнение таблицы по основным итогам развития государств Европы в XVI-XVII вв. Их предлагается выявить по представленным на доске текстовым и иллюстративным источникам. В процессе обсуждения учитель акцентирует внимание на значении терминов. Последующие три этапа разделяются в соответствии с рассмотрением итогов развития Европы, относящихся к разным сферам.
07:25
07:25
Изменения в социально-экономической сфере европейского общества (анализ картины И. К. ван Шваненбурга «Прядение» и фрагмента сочинения Т. Делони «Джек из Ньюбери»).
15:50
15:50
Изменения в европейских государствах в социально-политической сфере (изучение фрагмента «Билля о правах» 1689 г. и гравюры 1649 г. «Кромвель срубает древо монархии»).
20:00
20:00
Развитие Европы XVI–XVII вв. в сфере духовной культуры (на основе изучения фрагмента из 95 тезисов Мартина Лютера).
28:40
28:40
Выполнение интерактивного задания на соотнесение научных открытий Раннего Нового времени и исследователей (один учащийся работает у доски, остальные совместно с ним на местах): с одной стороны, переключение видов деятельности и внимания, с другой – первичное закрепление материала.
32:00
32:00
Работа с учебником: учащиеся выделяют в тексте и вписывают в таблицу в тетради основные идеи и основные ценности, декларируемые тем или иным просветителем.
35:00
35:00
Проверка и обсуждение выводов.
40:00
40:00
Игра «Нейросеть»: зная идеи и ценности Т. Гоббса, построить на доске фигуру Левиафана и сравнить ее с той, что изображена на обложке его книги «Левиафан».
46:50
46:50
Подведение итогов урока, домашнее задание.