• УРОК МАТЕМАТИКИ

    курс «Вероятность и статистика»


    «Сочетания и число сочетаний»

    9 класс


    Учитель:

    Донцова Мария Александровна

УРОК МАТЕМАТИКИ
курс «Вероятность и статистика»
«Сочетания и число сочетаний»
9 класс
  • Учитель:

    Донцова

    Мария Александровна

Тема урока «Сочетания и число сочетаний» раскрывает один из элементов содержания раздела «Элементы комбинаторики». Урок посвящен изучению нового материала, содержит элементы проблемного обучения.

Урок имеет личностно-ориентированный характер, на котором учитель использует деятельностный подход. Педагог на уроке выступает в роли консультанта, помощника в освоении новых знаний, направляет учебный процесс. Обучающиеся сравнивают, группируют, классифицируют различные объекты, на основе этого делают выводы, выявляют закономерности, что побуждает их к мыслительной деятельности, помогает самостоятельно сформулировать тему урока.

Учитель предлагает обучающимся задания творческого плана, нацеленные на достижение конечного результата («открытие» формулы числа сочетаний с последующей отработкой и применением для решения задач). Постановка проблемных вопросов инициирует коллективный поиск решения задач. Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в коллективной работе класса. Создание педагогической ситуации общения на уроке способствует проявлению у обучающихся инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы.
00:00
00:00
На этапе мотивации обучающимся была предложена для обсуждения репродукция картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Рассмотрев произведение живописи и проанализировав изображенные на ней объекты, а также текст с описанием картины, обучающиеся связывают рассматриваемую ситуацию с новыми математическими понятиями – «сочетания» и «число сочетаний».
10:40
10:40
Обучающимся были предложены рабочие листы с условиями заданий, описывающих реальную жизненную ситуацию, связанную с темой урока (экскурсия нескольких школьников на выставку В. М. Васнецова в Новой Третьяковке).  При выполнении данных заданий обучающиеся заполняли таблицу, внося необходимые исходные данные для описания жизненной ситуации. Данное задание было направлено на первичное ознакомление с новым материалом.
12:30
12:30
С целью актуализации ранее изученного материала было предложено задание, в котором требовалось установить соответствие между аналитической записью примера на вычисление факториала числа и ответом. Проверка осуществлялась с использованием интерактивной доски (интерактивное приложение Learning Apps).
15:00
15:00
Далее осуществлялась классификация типов задач: перестановки и размещения. На примере данных задач учитель показывал смысловую разницу между перестановками и размещениями с последующей трансляцией в действительность на примере решения задачи с практическим содержанием. Выполнение данного задания позволило подвести учащихся к важному выводу: при решении комбинаторных задач важно учитывать место элемента в множестве.
17:30
17:30
Через моделирование реальной ситуации – покупки аудиогида на выставку – происходило введение нового понятия «сочетания». После этого было организовано обсуждение основных компонентов формулы для нахождения числа сочетаний, ситуаций применимости формулы числа сочетаний для решения комбинаторных задач.
26:00
26:00
Первичное закрепление понимания компонентов формулы числа сочетаний осуществлялось с применением заданий на рабочих листах. Учитель выступал в роли консультанта-помощника, помогая осваивать новые знания, направляя учебный процесс.
28:00
28:00
Вовлекая обучающихся в дискуссию, учитель организовал проверку ответов на предмет соответствия эталонным. Задания были подобраны так, что путем анализа полученных формул учащиеся самостоятельно формулировали свойства сочетаний.
32:36
32:36
Был предложен тест в формате «Лови ошибку!».
34:00
34:00
По предложенным учителем критериям и на основе представленных эталонных ответов на интерактивной доске (интерактивное приложение Learning Apps) была организована взаимопроверка теста и проведён анализ допущенных ошибок.
37:15
37:15
На этапе закрепления изученного материала обучающимся было предложено выделить несколько критериев для классификации (не обязательно строгой) представленных картин и осуществить ее. Обучающиеся самостоятельно выбирали критерии для классификации и обосновывали свой выбор.
40:25
40:25
Подведение итогов урока.