• УРОК ФИЗИКИ


    «ЭДС индукции в движущихся проводниках»

    11 класс



    Учитель:

    Барат Артем Александрович

УРОК ФИЗИКИ

«ЭДС индукции в движущихся проводниках»

11 класс
  • Учитель:

    Барат Артем Александрович

На предыдущих уроках учащиеся познакомились с силами, действующими со стороны магнитного поля на движущиеся заряды и на проводники с током. На данном уроке учитель использует эти знания для объяснения новой темы. Урок построен в форме беседы, когда учитель удерживает основную нить разговора и постоянно привлекает учащихся для выдвижения гипотез, их проверки, в том числе в эксперименте, уточнения деталей и решения задач.

При изучении нового материала достаточно трудно опираться на жизненный опыт учащихся, поскольку с подобными явлениями в явном виде они не сталкивались. По этой причине учитель опирается на уже изученный материал как текущего учебного года, так и предыдущих, а также на логику учащихся, подталкивая их к рассуждениям и аргументации своих выводов.
00:00
00:00
На этапе актуализации учащиеся, разбирая предложенные учителем ситуации, вспоминают определения сил Лоренца и Ампера.
03:00
03:00
Учитель предлагает обдумать проблемную ситуацию: будет ли действовать сила Лоренца на свободные электроны движущегося в магнитном поле проводника? Учащиеся делают рисунок в тетрадях и обдумывают ответ, затем обсуждают свои предположения с учителем. Учитель подводит итог, делая совместно с учащимися вывод о разделении зарядов и возникновении ЭДС внутри проводника.
09:00
09:00
Учитель приглашает двух учащихся для проведения эксперимента, который должен подтвердить сформулированный вывод. Второй опыт демонстрирует сам учитель. Результаты опытов совместно обсуждаются.
13:00
13:00
Учитель предлагает самостоятельно в тетрадях отразить логику сделанных ими рассуждений, последовательно назвав этап за этапом.
15:00
15:00
По окончании самостоятельной работы в тетрадях результаты проверяются, один из учащихся воспроизводит их на доске. Затем эти результаты обсуждаются.
16:30
16:30
Учащимся предлагается подумать, обсудить с соседом по парте и высказать предположение, от чего зависит значение возникающей в проводнике ЭДС. Затем обсуждаются высказанные предположения. Учитель и учащиеся приходят к выводу, от каких величин зависит возникающая ЭДС.
18:15
18:15
Зная величины, определяющие ЭДС, нужно найти формулу для ее расчета. Учащимся предлагается выбрать из четырех представленных формул ту, по которой следует рассчитывать ЭДС, а верность выбора проверить, используя метод размерностей.
19:40
19:40
Один из учеников приглашается для проведения этой работы к доске. В результате учащиеся знакомятся с верной формулой. Учитель подчеркивает, что эта формула входит в кодификатор ЕГЭ.
22:00
22:00
Обсуждаются условия, при которых в движущемся в магнитном поле проводнике будет возникать ЭДС.
22:40
22:40
Совместное фронтальное решение задачи на применение полученной формулы. Когда после ее обсуждения учащиеся приступают к расчетам, учитель подходит к каждому, контролирует работу, помогает, если это необходимо.
25:45
25:45
Следующая задача решается самостоятельно в тетрадях. Учитель напоминает необходимые для ее решения соотношения, изученные в прошлом учебном году.
30:00
30:00
Предлагается ознакомиться с выведенным на доску текстом о том, что между крыльями самолета, летящего в магнитном поле Земли, возникает электрический ток, и оценить его достоверность. Учитель предлагает «копилку аргументов», из которых можно выбрать верные и воспользоваться ими. Организовано совместное обсуждение.
34:45
34:45
Итоги урока. Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы, связанные с изучением нового материала, и обдумать ответы на них.