Урок относится к теме «Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы». Занятие построено в форме фронтальной беседы, поскольку к изучению синтаксических норм учащиеся неоднократно обращались ранее. Комплекс вопросов и заданий, выстроенных в логике от простого (уже известного) к сложному (спорному или вариативному), позволяет увидеть связь синтаксиса с другими разделами языкознания, например морфологией и семантикой, хотя напрямую на уроке об этом не говорится. Иными словами, этот урок – закономерный результат работы на протяжении всех лет обучения, который позволяет синтезировать полученные знания и сформировать целостное представление о функционировании языка.
Хотя учащимся кажется, что о связи сказуемого с подлежащим им известно практически все, результаты ЕГЭ показывают обратное: ошибки по этой теме встречаются с большой частотностью. Кроме того, традиционно возникает вопрос о разграничении согласования как одного из типов подчинительной связи слов в словосочетании и согласования как особого типа связи подлежащего и сказуемого. Традиции школьного преподавания и ФРП по русскому языку предписывают использование именно термина «согласование» во втором случае. Следовательно, перед учениками стоит непростая задача научиться различать явления разного порядка при использовании одного и того же термина.
На протяжении всего урока учитель акцентирует внимание учащихся на тех признаках, которые позволят избежать ошибок при согласовании подлежащего и сказуемого в речевой практике, в том числе при выполнении заданий ЕГЭ.