• УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА


    «Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим»

    11 класс



    Учитель:

    Стрейкмане Элина Романовна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
«Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим»
11 класс
  • Учитель:

    Стрейкмане

    Элина Романовна

Урок относится к теме «Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы». Занятие построено в форме фронтальной беседы, поскольку к изучению синтаксических норм учащиеся неоднократно обращались ранее. Комплекс вопросов и заданий, выстроенных в логике от простого (уже известного) к сложному (спорному или вариативному), позволяет увидеть связь синтаксиса с другими разделами языкознания, например морфологией и семантикой, хотя напрямую на уроке об этом не говорится. Иными словами, этот урок – закономерный результат работы на протяжении всех лет обучения, который позволяет синтезировать полученные знания и сформировать целостное представление о функционировании языка.

Хотя учащимся кажется, что о связи сказуемого с подлежащим им известно практически все, результаты ЕГЭ показывают обратное: ошибки по этой теме встречаются с большой частотностью. Кроме того, традиционно возникает вопрос о разграничении согласования как одного из типов подчинительной связи слов в словосочетании и согласования как особого типа связи подлежащего и сказуемого. Традиции школьного преподавания и ФРП по русскому языку предписывают использование именно термина «согласование» во втором случае. Следовательно, перед учениками стоит непростая задача научиться различать явления разного порядка при использовании одного и того же термина.

На протяжении всего урока учитель акцентирует внимание учащихся на тех признаках, которые позволят избежать ошибок при согласовании подлежащего и сказуемого в речевой практике, в том числе при выполнении заданий ЕГЭ.
00:00
00:00
Учитель организует мотивацию, напоминая учащимся с помощью наводящих вопросов о том, что материал урока связан с одним из заданий ЕГЭ. Далее следует обращение к видеофрагменту и его обсуждение, помогающее актуализировать знания о порядке слов в предложении.
03:00
03:00
Проводится анализ фразы Л. В. Щербы, построенной по типовым грамматическим моделям, но с использованием несуществующих слов. Учитель, привлекая учащихся, демонстрирует, как по форме слова и его связям можно понять принадлежность данного слова к той или иной части речи. Помогает в этом и прямой порядок слов в предложении.
08:25
08:25
Рассматриваются внешне похожие, но структурно разные сочетания слов. Первое является словосочетанием с подчинительной связью, второе – предложением, поскольку содержит грамматическую основу: подлежащее и сказуемое. Далее обсуждаются примеры – цитаты из произведений, содержащие грамматические основы, обнаружение которых может вызвать затруднения.
14:15
14:15
Выполняется упражнение в парах. Схема на доске демонстрирует различные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Учащимся необходимо выявить в тексте примеры предложений, соответствующих тому или иному варианту. После этого проходит совместное обсуждение результатов.
25:50
25:50
Во время фронтальной работы учащиеся ищут ошибки согласования подлежащего и сказуемого в анализируемых примерах, предлагают корректные варианты.
29:10
29:10
Учитель разбирает примеры типичных ошибок в соответствующем задании ЕГЭ, привлекая к анализу учащихся.
31:35
31:35
Дается задание для самостоятельного выполнения: требуется соотнести тип ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого с предложением, где эта ошибка встречается. После ответов учащихся проводится совместное обсуждение результатов.
36:15
36:15
Рефлексия. Учитель предъявляет для ознакомления визуальные памятки, позволяющие систематизировать знания о согласовании подлежащего и сказуемого. После этого учащимся предлагается разработать собственные памятки для запоминания объемного теоретического материала.