Методическая мастерская
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Возможно ли в обычной школе проводить необычные уроки?
Возможно ли показать ученику, что любой учебный материал на любом предмете очень важен для него, независимо от намерений и планов на будущее?
Наверняка каждый учитель задумывался над этими и подобными вопросами, и наверняка не всегда находил на них ответы. Но опыт – свой и коллег, книги, фантазия и творчество помогают решать сложные методические задачи. Тем, как это может получиться, делится Александр Ездов, кандидат педагогических наук, эксперт Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, представляя методические разработки московских учителей.
Простые на первый взгляд методические приемы основаны на учете психологических особенностей учеников, поэтому, несмотря на внешнюю простоту, каждый из этих приемов требует серьезной и осмысленной подготовки. Но образовательные результаты, которые вы получите, поверьте, того стоят!
«Морской бой»
Как организовать работу:
1. Учитель готовит к уроку распечатки с заданиями в формате ЕГЭ.«Учим и учимся»
Как организовать работу:
1. Работа проводится в парах. Каждой паре предлагается задание в формате ГИА.«Шахматный турнир»
Как организовать работу:
1. Учителем готовится к уроку массив вопросов, на которые можно дать короткие ответы (дата, термин и т.д.). Кроме того, учитель готовит к уроку половинки игровых полей – листы бумаги А4, разделенные на 20 клеточек каждый (5х4), и фигурки – солдатики разных цветов (минимум двух), по 10 каждого цвета. Расчет числа: одно поле и 10 фигурок каждую команду. Команда – два человека.«Аргументы и факты»
Как организовать работу:
1. Класс делится на несколько команд. Кроме этого, наиболее сильные учащиеся приглашаются в жюри. Для каждой команды учитель заранее готовит по 2 тезиса, к которым нужно отнестись, и тему для краткого выступления.«Юный исследователь»
Как организовать работу:
1. Перед проведением лабораторной работы подобрать объекты исследования не из учебного оборудования, знакомые учащимся, но в то же время с чем они непосредственно сами не занимались.«Аукцион вопросов»
Как организовать работу:
1. На предыдущем уроке предложить учащимся повторить тему, по которой предполагается проведение Аукциона вопросов.«Науки для жизни»
Как организовать работу:
1. Перед проведением лабораторной работы подобрать объекты исследования не из учебного оборудования, знакомые учащимся, но в то же время с чем они непосредственно сами не занимались.«Я справлюсь»
Как организовать работу:
1. Учитель готовит к уроку материалы для трех «станций». На первой станции – инструкция и чек-лист по ее выполнению, на второй – задания для совместной работы всей группы, на третьей – задания для индивидуальной работы. Задания даются в формате МЦКО и/или ГИА.«Рабочие листы»
Как организовать работу:
1. Учитель подбирает материал для составления рабочих листов. Это должны быть не только задания разного уровня и типа, но и интересные факты, знакомые из повседневной жизни, биографические сведения, занимательные материалы, иллюстрации и т.д.«Эксперт ОГЭ»
Как организовать работу:
1. Обсудить с учащимися структуру, критерии оценки и требования к оформлению заданий в формате ОГЭ.«Вопросы от оппонентов»
Как организовать работу:
1. Учащийся, завершивший работу над проектом, заранее готовит не только текст своего выступления на защите проекта, но и составляет список возможных вопросов, которые могут быть заданы по результатам выступления. При этом вопросы не должны предполагать содержание ответа на них в тексте выступления. Готовый список предполагаемых вопросов передается учителю.Александр Анатольевич Ездов
Автор и ведущий проекта
Эксперт института содержания, методов и технологий образования МГПУ, кандидат педагогических наук
Дмитрий Аркадьевич Исаев
Куратор проекта, автор пояснительных текстов
Заместитель директора института содержания, методов и технологий образования МГПУ, доктор педагогических наук, профессор
Появились вопросы или предложения? Пишите: isaevda1@mgpu.ru