Проекты 2023—2024

Методическая мастерская

Возможно ли в обычной школе проводить необычные уроки? Возможно ли показать ученику, что любой учебный материал на любом предмете очень важен для него, независимо от намерений и планов на будущее? Наверняка каждый учитель задумывался над этими и подобными вопросами, и наверняка не всегда находил на них ответы. Но опыт – свой и коллег, книги, фантазия и творчество помогают решать сложные методические задачи. Тем, как это может получиться, делится Александр Ездов, кандидат педагогических наук, эксперт Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, представляя методические разработки московских учителей.

Простые на первый взгляд методические приемы основаны на учете психологических особенностей учеников, поэтому, несмотря на внешнюю простоту, каждый из этих приемов требует серьезной и осмысленной подготовки.
Но образовательные результаты, которые вы получите, поверьте, того стоят!






МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Возможно ли в обычной школе проводить необычные уроки?

Возможно ли показать ученику, что любой учебный материал на любом предмете очень важен для него, независимо от намерений и планов на будущее?

Наверняка каждый учитель задумывался над этими и подобными вопросами, и наверняка не всегда находил на них ответы. Но опыт – свой и коллег, книги, фантазия и творчество помогают решать сложные методические задачи. Тем, как это может получиться, делится Александр Ездов, кандидат педагогических наук, эксперт Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, представляя методические разработки московских учителей.


Простые на первый взгляд методические приемы основаны на учете психологических особенностей учеников, поэтому, несмотря на внешнюю простоту, каждый из этих приемов требует серьезной и осмысленной подготовки. Но образовательные результаты, которые вы получите, поверьте, того стоят!

«Морской бой»

«Б5 – ранил», «Б6 – убил» - кому не знакомы такие «выстрелы» в популярной среди детей (да и взрослых) игре «Морской бой»! Один из играющих называет координаты цели, второй проверяет, попали в его корабль или нет. В приведенном примере методического приема, характерного для игровых технологий, популярная игровая схема переложена на организацию опроса. Учитель «выстреливает», называя «координаты» (номер) того или иного задания, а учащиеся должны быстро отреагировать на этот выстрел. Учащиеся втягиваются в процесс, поскольку это занимательно и интересно. Татьяна Габай называла причину подобной заинтересованности «сдвигом мотива на процесс»: человек делает нечто, поскольку ему нравится это делать. Но чтобы процесс протекал успешно, ученикам необходимо уделять внимание содержанию, иначе они выпадут из игры, а этого им никак не хочется!

Как организовать работу:

1. Учитель готовит к уроку распечатки с заданиями в формате ЕГЭ.
2. Класс делится на группы, каждая группа получает распечатки и приступает к выполнению заданий. Можно консультироваться и помогать друг другу в группе, обращаться за помощью к учителю. Задача – выполнить наибольшее количество заданий.
3. Через некоторое время учитель «выстреливает»: называет номер задания. Ответ дает первый поднявший руку. Если ответ верный, группа получает балл. В группе, набравшей 5 баллов все учащиеся получают отличные оценки. В случае, если дан неправильный ответ, проводится подробный разбор задания.



»

«Учим и учимся»

Давно известно, что человек, объясняя что-то другому, сам начинает лучше разбираться в этом вопросе. Очень эффективный прием организации повторения и обобщения – подготовка учащимися дидактических материалов для других учащихся, более младших или занимающихся в группе уровнем ниже. Более того, преподаватели отмечают, что объяснения, которые дают одни учащиеся другим, зачастую воспринимаются лучше, и понимание приходит быстрее, чем когда материал дает учитель. Этот феномен психологи объясняют тем, что более информированным людям чрезвычайно сложно рассматривать какой-либо вопрос с точки зрения менее информированных людей. Для такого явления Робин Хогарт даже ввел в обиход понятие «проклятие знания». Таким образом, прием, когда одни ученики готовят материал, а затем его используют в обучении других, дает двойной эффект: одни повторяют и обобщают свои знания, другие легче усваивают новый материал.

Как организовать работу:

1. Работа проводится в парах. Каждой паре предлагается задание в формате ГИА.
2. Учащимся ставится задача: подготовить презентацию на 3-4 слайда, содержащую формулировку задания, решение и ответ. При этом необходимо проявить творческий подход к оформлению материалов.
3. Свои презентации учащиеся представляют и защищают в классе, выступая в роли учителей.



»

«Шахматный турнир»

Выясняется, что в шахматы можно с успехом играть даже тем, кто никогда не пробовал это делать или попробовал, но не получилось. Но при условии, если в этих шахматах каждый ход требует предметного знания. Соревнуясь друг с другом, учащиеся не только применяют в игровой ситуации свои знания, но и обобщают их, учатся у товарищей, взаимодействуя с партнерами и соперниками. Психолог М.М. Буске утверждает, что дети играют в ту или иную игру до тех пор, пока они чему-то научаются в этой игре. «Шахматный турнир» позволяет в полной мере поддерживать интерес к игре и таким образом – к образовательному процессу, поскольку практически постоянно требует применения знаний в новых ситуациях.

Как организовать работу:

1. Учителем готовится к уроку массив вопросов, на которые можно дать короткие ответы (дата, термин и т.д.). Кроме того, учитель готовит к уроку половинки игровых полей – листы бумаги А4, разделенные на 20 клеточек каждый (5х4), и фигурки – солдатики разных цветов (минимум двух), по 10 каждого цвета. Расчет числа: одно поле и 10 фигурок каждую команду. Команда – два человека.
2. Команды составляют из своих половинок общее игровое поле, и расставляют фигурки как на шахматной доске. Задача команды: переместить как можно больше своих фигурок на половину игрового поля соперника.
3. Учитель задает вопрос. Каждая команда записывает свой ответ. Затем учитель называет верный ответ, а команды показывают свои записи друг другу. Если ответ верный, команда продвигает любую из своих фигурок на клетку вперед, если же ответ неверный, фигурки остаются на месте.
4. Сначала соревнуются команды, собранные случайным образом, затем проводятся турниры для ребят, примерно равных по силам.



»

«Аргументы и факты»

Умение подобрать аргументы в дискуссии – один из важнейших компонентов коммуникационной компетенции. Но аргументы становятся значимыми, если они опираются на факты. Не просто подтвердить или опровергнуть тезис (естественно, основанный на предметном содержании), а сделать это аргументированно с опорой на факты – отличный способ применить на практике полученные знания. Педагог и психолог Винценты Оконь выделяет три вида дискуссии в обучении: возникающую стихийно во время обсуждения вопросов, интересных большинству учащихся; направленную на формирование убеждений; специально организованную для рассмотрения важной проблемы. В рассмотренной практике в зависимости от этапа все эти виды проявляются в большей или меньшей степени. Важно, что в такой практике решаются не только образовательные задачи, приводящие к формированию предметных результатов, но и, возможно даже в первую очередь, развивающие, позволяющие формировать результаты метапредметные и личностные.

Как организовать работу:

1. Класс делится на несколько команд. Кроме этого, наиболее сильные учащиеся приглашаются в жюри. Для каждой команды учитель заранее готовит по 2 тезиса, к которым нужно отнестись, и тему для краткого выступления.
2. Команды получают по два тезиса, к которым нужно подобрать по три аргумента – «за» или «против».
3. Аргументы передаются в жюри, задача которого определить, верны ли эти аргументы. А во время работы жюри команды к своим аргументам должны подобрать факты, их подтверждающие.
4. Далее команда получает тему для подготовки краткого – на 1 минуту – выступления. Тезисы в выступлении должны подкрепляться аргументами и фактами.
5. Представитель каждой команды выступает, а жюри и другие команды могут задать вопрос, требующий аргументированного ответа.



»

«Юный исследователь»

Один из основоположников методики преподавания естествознания в России Александр Герд считал, что нет лучшего способа учить естествознанию, как ставить ученика в положение юного исследователя. Удовлетворение любознательности (или просто любопытства), проявление самостоятельности и даже взрослости – вот основные составляющие интереса к лабораторным работам, которые организованы необычным образом: вместо непонятных препарированных предметов исследуются хорошо знакомые, которые встречаются и используются в повседневной жизни. И тут широкий простор для реализации межпредметных связей, поскольку окружающие нас предметы, как правило, могут рассматриваться с позиции разных дисциплин. Так, например, на видео учащиеся на уроке биологии убеждаются в прочности яичной скорлупы, которая выдерживает большой вес груза, но потом скорлупа легко разбивается о край тарелки, а это уже физика: зависимость давления от площади приложения силы. А цыплята, которые появятся в инкубаторе: что с ними делать? Это, помимо всего прочего, вопрос этический. И оказывается столько нового и интересного об этих абсолютно обычных и хорошо известных предметах можно узнать! И оказывается, что уроки – это о жизни!

Как организовать работу:

1. Перед проведением лабораторной работы подобрать объекты исследования не из учебного оборудования, знакомые учащимся, но в то же время с чем они непосредственно сами не занимались.
2. Использовать при проведении работы не только учебное оборудование, но и бытовые приборы и инструменты.
3. По итогам лабораторной работы при возможности выйти на мини-проекты.
4. Поощрять инициативы учащихся, организовать продолжение работы по теме уже вне аудиторных занятий.



»

«Аукцион вопросов»

На аукционе побеждает тот, кто дает за товар самую высокую цену. А на Аукционе вопросов побеждает тот, кто самым последним сформулирует вопрос по изученной теме. Элемент соревновательности является мощным внешним стимулом, и это известно давно. Антон Макаренко, например, утверждал, что именно соревновательность помогает достижению высоких результатов. Чтобы выиграть аукцион вопросов, нужна какая-то стратегия, и самый очевидный вариант – подготовить «про запас» несколько вопросов. А для этого нужно освежить в памяти и держать в голове содержание всего материала по теме. Да еще постараться «выкопать» необычный вопрос, обратив внимание на нюанс, на который раньше мог не обращать внимания. Таким образом, Аукцион вопросов – это и закрепление, и повторение, и систематизация. А еще – это шанс для не самых сильных учеников: придумаешь хороший вопрос, окажешься последним, кто его задал – и пятерка в кармане. И главное: в Аукционе вопросов есть победитель, но нет проигравших!

Как организовать работу:

1. На предыдущем уроке предложить учащимся повторить тему, по которой предполагается проведение Аукциона вопросов.
2. В начале урока пояснить учащимся правила аукциона: необходимо сформулировать вопрос по теме и самому дать ответ на него. Побеждает тот, кто задаст вопрос последним.
3. Если активность детей понижается, и вопросы перестают поступать, учитель начинает отсчет к окончанию аукциона, предупредив, что по счету «пять» аукцион завершится, и победит тот, чей вопрос последний на данный момент. Если во время отсчета появляется новый вопрос, отсчет прекращается.



»

«Науки для жизни»

Ты первый раз в жизни держишь в руках отвертку, у тебя получается разобрать выключатель, а затем собрать его, присоединив проводку, и нажатием на клавишу зажечь лампочку. Волшебство! Нет – это физика. Постойте, но ведь выключатели и лампочки – они везде: дома, в школе, на улице… Значит, физика – это не о формулах, а о жизни? И, наверное, не только физика, но и другие школьные предметы? Чем чаще ребята будут видеть применение того или иного материала в окружающей их жизни, работать с простыми и доступными вещами, с которыми они до этого никогда не работами, тем интереснее им будет учиться и тем проще будет учителю учить.

Как организовать работу:

1. Перед проведением лабораторной работы подобрать объекты исследования не из учебного оборудования, знакомые учащимся, но в то же время с чем они непосредственно сами не занимались.
2. Использовать при проведении работы не только учебное оборудование, но и бытовые приборы и инструменты.
3. По итогам лабораторной работы при возможности выйти на мини-проекты.
4. Поощрять инициативы учащихся, организовать продолжение работы по теме уже вне аудиторных занятий.



»

«Я справлюсь»

Одна из основных трудностей, с которыми часто сталкиваются учителя, - это разнородность учащихся в классе. Ученики могут сильно отличаться друг от друга по способностям, мотивации, по интересу к предмету, и постепенно внутри класса складываются группы разных по уровню учеников. Если у ученика что-то не получается один раз, второй, третий, то он теряет интерес к предмету, но, что намного хуже, он может потерять веру в себя, в свои возможности и способности. И тут задача учителя помочь такому ученику. Академик А.Н. Колмогоров считал, что среди здоровых учеников «тупиц» нет, просто к неуспешным не сумели подобрать методический ключик. И действительно, практика показывает, что любого ученика вполне возможно научить справляться с заданиями хотя бы базового уровня. А когда он станет справляться с простыми заданиями, то поверит в свои силы и, может быть, даже начнет смотреть на предмет по-другому.

Как организовать работу:

1. Учитель готовит к уроку материалы для трех «станций». На первой станции – инструкция и чек-лист по ее выполнению, на второй – задания для совместной работы всей группы, на третьей – задания для индивидуальной работы. Задания даются в формате МЦКО и/или ГИА.
2. Класс делится на группы. С одной из них, где собраны учащиеся, испытывающие учебные затруднения, работает учитель, остальные группы действуют самостоятельно. Группы перемещаются от станции к станции, на каждой работают по 10 минут.
3. На первой станции учитель помогает разобраться с инструкцией, как выполнять задания, как выделять из числа предложенных те, с которыми по силам справиться. Также учитель помогает разобраться с использованием чек-листа, по которому учащиеся контролируют верность своих действий.
4. На второй станции учащиеся с помощью учителя всей группой обсуждают и отбирают из числа предложенных те задания, с которыми они реально могут справиться. В работе используется инструкция и чек-лист.
5. На третьей станции учащиеся работают так же, как и на второй, но на этот раз работа ведется каждым индивидуально.



»

«Рабочие листы»

Много лет традиционной системе образования противопоставляется образование, основанное на результатах (Outcome Based Education - OBE). Если в традиционной системе особое внимание уделяется передаче знаний по содержанию, а содержание это зафиксировано в программах, то в OBE внимание уделяется, прежде всего, практическим навыкам, компетенциям и их практическому применению. А главное - применяя OBE, исходят из того, что у разных детей разные потребности и способности, поэтому обучение строится так, чтобы каждый учащийся мог продвигаться в собственном темпе. То есть, OBE исключает ситуации, когда большинство детей освоило материал, и класс переходит к следующей теме, несмотря на то, что есть дети, еще не успевшие разобраться в прошлой теме. Но обязательно ли противопоставлять эти системы и становиться на сторону одной из них? Можно ли взять из одной ее сильные стороны и переложить их в другую? Вероятно, нельзя утверждать, что применение рабочих листов на традиционных уроках в школе решает указанную задачу. Но есть основания полагать, что вклад в ее решение применение рабочих листов вносит.

Как организовать работу:

1. Учитель подбирает материал для составления рабочих листов. Это должны быть не только задания разного уровня и типа, но и интересные факты, знакомые из повседневной жизни, биографические сведения, занимательные материалы, иллюстрации и т.д.
2. Учитель верстает рабочий лист, располагая материал в нем от простого – к сложному, перемежая задания с другими материалами. Завершаться рабочий лист должен заданиями, организующими рефлексию.
3. Распечатанные рабочие листы раздаются детям. От учителя требуется дать пояснения, как с ними работать, на что обратить внимание, как записывать результаты и т.д.
4. Если учащийся не успел отработать часть заданий, приведенных на листе, можно разрешить ему завершить работу дома.
5. Заполненные рабочие листы, безусловно, должны быть проверены учителем. Однако после проверки следует вернуть их учащимся: имея под рукой эти материалы, учащемуся проще будет повторить материал и систематизировать свои знания.



»

«Эксперт ОГЭ»

Афоризм Томаса Дьюара «Опыт — это то, что ты получаешь, когда ищешь нечто совершенно другое» можно считать эпиграфом к предлагаемому приему. Задача, поставленная перед учеником, - проверка работы других учащихся. Но при этом в качестве продукта получается не только (и не столько) проверенная и оцененная работа, но и самое ценное – опыт, опыт построения ответов на задания в форме ОГЭ и их анализа. И, вероятно, что еще важнее – это развитие чувства ответственности за свои решения и действия, что необходимо в жизни каждому человеку, и чему в школе, к сожалению, не так часто уделяется внимание.

Как организовать работу:

1. Обсудить с учащимися структуру, критерии оценки и требования к оформлению заданий в формате ОГЭ.
2. Сделать подборку работ для проверки,
3. Передать работы детям для проверки – индивидуальной или в составе небольших групп.
4. Как вариант – задания выполняются у доски одними учащимися, а другие их проверяют и оценивают. При этом возможно фронтальное обсуждение на всех этапах проверки.



»

«Вопросы от оппонентов»

Проектная и исследовательская деятельность стала традиционной частью учебного процесса. Руководители проекта прилагают много сил, помогая ученику разобраться с содержанием избранной темы, поэтапно провести все необходимые работы, подготовить текст с описанием работы и выступление с презентацией. Успешное представление результатов работы – важный этап. Но как помочь провести его успешно? Один из приемов – предварительное обсуждение возможных вопросов по докладу и подготовка полных и исчерпывающих ответов на них. Обсуждение возможных вопросов позволяет не только подготовиться непосредственно к презентации результатов, но и еще раз проанализировать содержание работы, выявить в ней детали, над которыми следует задуматься и, возможно, что-то скорректировать или доработать.

Как организовать работу:

1. Учащийся, завершивший работу над проектом, заранее готовит не только текст своего выступления на защите проекта, но и составляет список возможных вопросов, которые могут быть заданы по результатам выступления. При этом вопросы не должны предполагать содержание ответа на них в тексте выступления. Готовый список предполагаемых вопросов передается учителю.
2. Учитель знакомится с вопросами, в случае необходимости корректирует их, а затем – на уроке – передает их учащимся.
3. Учащиеся класса слушают выступление защищающего проект ученика, а затем задают ему вопросы, причем, не только из числа тех, что подготовил сам защищающийся, но и предлагают свои варианты.
4. Когда поток вопросов от учащихся прекращается, то свои вопросы задает учитель.
5. Все вопросы, сформулированные как учащимися, так и учителем, фиксируются и передаются защищающемуся.
6. Дома, анализируя вопросы, учащийся обращается к своим материалам и готовит ответы на все имеющиеся вопросы.
7. На следующем уроке защищающийся представляет подготовленные ответы на полученный им пул вопросов, а учащиеся и учитель оценивают качество ответов и, в случае необходимости, дают свои рекомендации.


  • Александр Анатольевич Ездов

    Автор и ведущий проекта

    Эксперт института содержания, методов и технологий образования МГПУ, кандидат педагогических наук

  • Дмитрий Аркадьевич Исаев

    Куратор проекта, автор пояснительных текстов

    Заместитель директора института содержания, методов и технологий образования МГПУ, доктор педагогических наук, профессор

    Появились вопросы или предложения? Пишите: isaevda1@mgpu.ru