Проекты 2023—2024

СТРАТЫ

ОПЫТ МОСКОВСКИХ ШКОЛ





СТРАТЫ

ОПЫТ МОСКОВСКИХ ШКОЛ

Обучение в дифференцированных группах

по математике и информатике

Обучение

в дифференцированных

группах по математике

и информатике

Условные группы учащихся в классе – сильные, средние и слабые – формируются в учебном процессе сами собой. Причина - темп преподавания и объем предлагаемого на уроке материала для кого-то недостаточны, а для кого-то, напротив, слишком велики.

А что делать учителю, когда все учащиеся разные? Очень разные! Ему достаточно трудно подобрать методы и средства, которые были бы оптимальными сразу для всех учеников. По этой причине предметник вынужден расставлять приоритеты и чаще всего ориентироваться на среднего ученика: как правило, таких в классе большинство. На втором месте по «обеспеченности вниманием» обычно слабые: чтобы те перевалили через необходимые минимальные требования. Сильные же учащиеся зачастую недополучают внимания педагога и продвигаются в изучении предмета во многом благодаря собственным усилиям.
Условные группы учащихся в классе – сильные, средние и слабые – формируются в учебном процессе сами собой. Причина - темп преподавания и объем предлагаемого на уроке материала для кого-то недостаточны, а для кого-то, напротив, слишком велики.

А что делать учителю, когда все учащиеся разные? Очень разные! Ему достаточно трудно подобрать методы и средства, которые были бы оптимальными сразу для всех учеников. По этой причине предметник вынужден расставлять приоритеты и чаще всего ориентироваться на среднего ученика: как правило, таких в классе большинство. На втором месте по «обеспеченности вниманием» обычно слабые: чтобы те перевалили через необходимые минимальные требования. Сильные же учащиеся зачастую недополучают внимания педагога и продвигаются в изучении предмета во многом благодаря собственным усилиям.
Попытки формировать классы исключительно на основе успешности учащихся могут приводить к тому, что, попадая в «класс неуспешных», ребенок на всю жизнь получает негативный заряд, неуверенность в своих силах, пониженную самооценку и мотивацию. Кроме того, часто ребенок может быть неуспешен в одном предмете, а оказываясь в классе с отрицательным отбором, быстро перестает успешно работать и в тех предметах, где у него могло и должно было получаться.
Попытки формировать классы исключительно на основе успешности учащихся могут приводить к тому, что, попадая в «класс неуспешных», ребенок на всю жизнь получает негативный заряд, неуверенность в своих силах, пониженную самооценку и мотивацию. Кроме того, часто ребенок может быть неуспешен в одном предмете, а оказываясь в классе с отрицательным отбором, быстро перестает успешно работать и в тех предметах, где у него могло и должно было получаться.
Однако в ряде школ Москвы накоплен довольно большой опыт, весьма полезный при решении обозначенных проблем. Речь идет о формировании групп гибкого состава – мета-групп из близких по способностям, темпу деятельности, учебной мотивации и обученности учащихся. Несколько мета-групп разных уровней формируются из числа учащихся всех классов параллели для изучения той или иной учебной дисциплины, при этом сами классы сохраняются. Такого рода мета-группы имеют еще одно название – страты.
Однако в ряде школ Москвы накоплен довольно большой опыт, весьма полезный при решении обозначенных проблем. Речь идет о формировании групп гибкого состава – мета-групп из близких по способностям, темпу деятельности, учебной мотивации и обученности учащихся. Несколько мета-групп разных уровней формируются из числа учащихся всех классов параллели для изучения той или иной учебной дисциплины, при этом сами классы сохраняются. Такого рода мета-группы имеют еще одно название – страты.
Термин «страта» пришел в образование из социологии, в которой стратами называют эмпирически фиксируемые группы людей, объединённых каким-либо социальным признаком - профессией, уровнем образования, властью, престижем и т.д. Поэтому, вероятно, можно говорить и о стратификации класса. Она происходит независимо от того, хочет учитель этого или нет. И лучше взять этот процесс под контроль.
Институт содержания, методов
и технологий образования МГПУ начинает работу по сбору, обобщению и трансляции опыта стратового обучения в основной школе
Пока в проекте задействованы 20 школ, имеющих солидный стаж в реализации стратового обучения – до 30 лет.
В рамках проекта управленцы и учителя этих школ поделятся своим опытом. Планируется проведение ряда семинаров, где можно будет обсудить интересующие вопросы, связанные со стратовым обучением. Также планируется подготовить и издать книгу о стратах в образовании, содержащую дорожную карту для перехода к стратовому обучению. Также для управленцев школ, которые примут решение присоединиться к проекту и внедрять стратовое обучение, на весну запланированы краткосрочные курсы повышения квалификации.
Следите за информацией!
Институт содержания, методов
и технологий образования МГПУ начинает работу по сбору, обобщению и трансляции опыта стратового обучения в основной школе
Пока в проекте задействованы 20 школ, имеющих солидный стаж
в реализации стратового обучения – до 30 лет.
В рамках проекта управленцы и учителя этих школ поделятся своим опытом. Планируется проведение ряда семинаров, где можно будет обсудить интересующие вопросы, связанные со стратовым обучением. Также планируется подготовить и издать книгу о стратах в образовании, содержащую дорожную карту для перехода к стратовому обучению.
Также для управленцев школ, которые примут решение присоединиться
к проекту и внедрять стратовое обучение, на весну запланированы краткосрочные курсы повышения квалификации.
Следите за информацией!
Обучение в стратах: опыт московских школ
Обучение в стратах:
опыт московских школ
  • Дмитрий Аркадьевич Исаев

    Руководитель проекта

    Заместитель директора института содержания, методов

    и технологий образования МГПУ, доктор педагогических наук, профессор

    Появились вопросы? Пишите: isaevda1@mgpu.ru