• УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


    «Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания»

    10 класс

    (углубленный уровень)


    Учитель:

    Дмитриева Светлана Викторовна

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
«Социальная психология
в системе социально-гуманитарного знания»
10 класс
(углубленный уровень)
  • Учитель:

    Дмитриева

    Светлана Викторовна

Учитель строит урок объяснения нового материала в форме интерактивной лекции. Выступая в качестве лектора, учитель не просто излагает материал, а постоянно вовлекает учащихся в обсуждение возникающих вопросов и демонстрируемых примеров.

Материал для учащихся не так прост, поэтому учитель старается опираться на собственный опыт учащихся, начиная с мотивационного этапа в начале и на всех последующих этапах. Деятельность учащихся изменяется циклически, практически на каждом этапе они слушают учителя, анализируют материал, приводят примеры, высказывают предположения и аргументируют их.
00:00
00:00
Вводная часть, мотивация. На доску выведена цитата Т. Шибутани, учитель организует обсуждение ее содержания. Учащиеся выделяют психологию как одну из наук, помогающую рассматривать жизнь человека. Затем учитель выводит рисунки, выполненные нейросетями по запросу «психология», и организует их обсуждение, в результате которого выделяется разница в восприятии этого термина у людей и у искусственного интеллекта (ИИ): как видно из рисунка, сделанного нейросетью, ИИ воспринимает психологию как науку о механизмах мозговой деятельности, а человек считает, что это больше про чувства, внутренний мир, душу. Далее учитель показывает рисунки нейросети и просит догадаться, о каком направлении психологии идет речь. Учитель помогает учащимся сделать вывод о том, что речь идет о социальной психологии.
04:26
04:26
Учитель выводит на доску тему урока и формулировку цели урока: познакомиться с этим направлением науки, ее особенностями, узнать, какие существуют законы социальной психологии.
04:46
04:46
Учитель выводит на доску текст об этимологии термина «психология» и напоминает учащимся символ психологии.
05:53
05:53
Учитель предлагает перечислить факторы, которые влияют на развитие человека. Учащиеся отвечают с места, учитель подытоживает ответы.
06:27
06:27
Интерактивное задание. Оно представлено на доске и в рабочих листах (задание № 1). Необходимо установить соответствие между приведенными суждениями и соответствующими этапами становления психологии. Один учащийся работает у доски, остальные выполняют задание в рабочих листах. По завершении выполнения задания на доске проводится проверка, учащиеся с места помогают определиться с верными ответами.
10:28
10:28
Проверка выполнения задания на местах: учитель диктует пары чисел, которые должны были указать учащиеся, учащиеся проверяют свои ответы. После завершения проверки учитель делает вывод о том, что развитие психологии на разных этапах во многом определялось историческим контекстом.
11:18
11:18
Учитель продолжает обсуждение фактов из истории психологии, рассказывает о деятельности В. Вундта, с именем которого связано оформление психологии как науки, и выводит на доску соответствующий материал.
12:40
12:40
Учитель демонстрирует фотографии лаборатории В. Вундта и просит указать, что необычного для психологической лаборатории в сегодняшнем нашем представлении можно там увидеть. Учащиеся отмечают большое количество приборов, которые делают лабораторию похожей больше на физическую, нежели на психологическую. Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что в штате лаборатории практически исключительно мужчины, на фото есть только одна женщина, что отражает существовавшее в то время неравенство возможностей мужчин и женщин в получении образования и занятии наукой.
14:20
14:20
Продолжение рассказа о деятельности лаборатории В. Вундта.
14:57
14:57
Учитель предлагает учащимся применить один из методов, используемых В. Вундтом, – метод самонаблюдения (интроспекции). К доске приглашается учащийся, учитель передает ему яблоко и просит описать свои ощущения, чувства и эмоции от получения яблока, не говоря прямо: «Мне дали яблоко». После того как учащийся выполнил задание, он, отвечая на вопрос учителя, указывает, что для выполнения задания необходимо было приложить определенные усилия.
17:10
17:10
Учитель выводит описание аналогичного опыта, проведенного в лаборатории В. Вундта. После описания приведен вывод о том, что в интроспекции необходимо было описывать состояние и содержание сознания, а не сам объект. Учитель подчеркивает, что результаты подобных опытов были достаточно субъективными, но они были важны для развития психологии.
17:30
17:30
Учитель предлагает выполнить задание № 2, приведенное в рабочих листах, и назвать причины, по которым психология сегодня является очень популярной. Учащиеся называют эти причины и обосновывают свой выбор.
20:00
20:00
Учитель выводит на доску называемые самими психологами причины, по которым роль и значение психологии в современном обществе увеличиваются, и предлагает сверить свои ответы с приведенными на доске, дает свои комментарии.
21:20
21:20
Учитель продолжает рассказ о социальной психологии. По итогам рассказа учитель просит учащихся определить предмет социальной психологии.
22:14
22:14
Один из ответов учащихся совпадает с научной формулировкой, которую учитель выводит на доску и которую просит учащихся зафиксировать у себя.
22:38
22:38
Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент о проведенном эксперименте, показывающем, что человек продолжает соблюдать правила социальной группы даже в том случае, когда вокруг него нет других участников этой группы. Далее на доску выводятся вопросы для учащихся, начинается их обсуждение.
26:40
26:40
Выполнение задания № 3 из рабочих листов: записать, что изучает социальная психология. Учитель выслушивает версии, предлагаемые учащимися, обобщает их, задает наводящие вопросы, затем подводит итоги.
28:18
28:18
Учитель начинает разговор о законах социальной психологии, призывая учащихся участвовать в нем, опираясь на свою интуицию. Для иллюстрации одного из законов учитель предлагает учащимся простой эксперимент, когда по фото нужно определить, кто там изображен – преступник или деятель науки (культуры). Затем следует обсуждение того, как учащиеся принимали то или иное решение.
32:23
32:23
По результатам обсуждения предыдущего эксперимента учитель формулирует понятие «социальное восприятие», переходит к формулировке первого закона социальной психологии, согласно которому люди склонны воспринимать других людей по внешним чертам.
33:00
33:00
Учитель демонстрирует видео психологического эксперимента. В эксперименте показывают одну и ту же фотографию мужчины двум группам испытуемых. При этом первой группе говорят, что на фото опасный преступник, а второй – что это выдающийся ученый. Затем испытуемых просят, глядя на фото, дать психологическую характеристику этого человека. В результате первая группа находит у него отрицательные черты, а вторая – положительные.
34:46
34:46
После просмотра видео учитель организует его обсуждение и просит по результатам просмотра ответить на вопросы, выведенные на доску. По результатам обсуждения учитель формулирует второй закон социальной психологии, согласно которому, в зависимости от того, как был представлен человек, люди ищут в его чертах положительные или отрицательные признаки.
37:40
37:40
Учитель демонстрирует фрагмент из фильма «Мы с вами где-то встречались» (1954).
39:00
39:00
Учитель организует обсуждение фрагмента, по итогам обсуждения подводит к формулировке третьего закона социальной психологии, согласно которому человек выстраивает свое поведение в соответствии с той социальной ролью, какую присвоило ему общество.
40:06
40:06
По итогам урока учитель формулирует вывод о том, что социальная психология относится к числу социально-гуманитарных наук.
40:52
40:52
Учитель раздает каждому учащемуся по небольшому листку бумаги и просит кратко – не более двух-трех предложений – написать самые яркие впечатления от урока. Ответы анонимные, они помещаются в банку и будут проанализированы на следующем уроке. Урок окончен.